Методические материалы


Обоснование применения  образовательных 
технологий в ДОУ

    Я считаю, что освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании это залог успешного развития личности ребенка. Перед собой я поставила задачу: выбрать педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.    Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает .
     Исходя из вышеизложенного, в своей профессиональной деятельности я  использую следующие технологии:
1. Игровые.
2. Информационно-коммуникативные технологии.
3. Здоровьесберегающие технологии.
4. Личностно – ориентированные технологии.
5.Технология проектной деятельности.


Игровые технологии
    К феномену игры я отношусь как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
    Игровая технология строится как целостное, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: 
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-  группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д. 
    Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает  нам качественно подготовить ребенка к обучению в школе.









        





Информационно-коммуникационные технологии 


 Современная система образования развивается вместе с современным обществом. Стремительное развитие науки, техники ведет к увеличению информационных потоков. Поэтому современному человеку невозможно обойтись без использования информационно-коммуникационных средств общения, поиска информации и, конечно, обучения. Вот и я не могу представить свою деятельность без информационных технологий.
  Информационно - коммуникационные  технологии позволяют мне наиболее эффективно осуществлять личностно-ориентированное образование с учетом особенностей пола воспитанников, способствующее развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала.
  Я отдаю предпочтение использованию визуальных средств, построенных на зрительном восприятии, а именно: мультимедийным презентациям, которые позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.
 ИКТ в  моей работе это:
1.Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2.Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.
3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4.Оформление групповой документации, отчетов.
5.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
    В  нашем ДОУ разработана программа «Здоровый ребенок», направленная на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни. В своей работе я используют разнообразные  виды здоровьесберегающих технологий.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: 
- динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, корригирующая гимнастика.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
-     НОД по физическому развитию;
-     НОД по валеологии, ритмика с элементами аэробики;
-     коммуникативные игры;   
-     игровой  самомассаж. 
Коррекционные технологии:
-     закаливание;
-     профилактика плоскостопия. Использование «дорожек здоровья», массажных ковриков, позволяет мне  прививать интерес к выполнению данных упражнений. 



        Музыкотерапия
 Это одно из  перспективных направлений в жизни ДОУ Музыкотерапия  помогает  мне обеспечить гармонизацию состояния ребенка, снятию напряжения, утомления, повышению эмоционального тонуса.
    В своей группе я использую разную по характеру музыку в течение всего дня.    Вместе с музыкальным руководителем мы подобрали музыку для встречи детей и их свободной деятельности, музыку для пробуждения после дневного сна,
 музыку для релаксации.


Сказкотерапия
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями  и поведением детей в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Преимущество сказок для личности ребенка: отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Я
стараюсь привлекать к сказкотерапии родителей, чтобы не просто читали детям, но и совместно размышляли над ними.


                   


 Личностно - ориентированные технологии
   Изучая  и применяя на практике разные способы общения, мы, воспитатели, поняли, что только сотрудничество с ребенком, использование разных стилей общения с ним, предпочтение ситуаций, требующих от ребенка активности, может приблизить к главной цели-становлению личности ребенка.  Личностно-ориентированное образование включает разноуровневый, индивидуальный,  дифференцированный, субъективно-личностный подходы.
Так, например, с целью психолого-педагогического сопровождения особенностей гендерного развития воспитанников в образовательном процессе я использую технологию дифференцированного обучения с включением в практику работы дифференциации по индивидуально-психологическим особенностям (по половым признакам), дифференциация по организационной форме обучения (организация малых подгрупп: девочки-мальчики, пары смешанного состава). Дифференциация по содержанию работы применялась через подбор заданий разной степени трудности для мальчиков и девочек, использовались  разные по содержанию задания.
Личностно – ориентированные технологии позволили мне добиться повышения уровня результативности в  образовательной деятельности.

Технология проектной деятельности
      Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.  В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. При разработке проектов, мною учитываются возрастные психологические особенности дошкольников. В процессе целеполагания я помогаю детям выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определённый отрезок времени. Я ненавязчиво направляю деятельность детей, организуя отдельные этапы проекта.
     Я считаю, что для нас педагогов, работающих на технологическом уровне, всегда главным ориентиром будет являться развитие познавательного процесса детей.
     Используемые мною современные образовательные технологии дают мне возможность повышать качество образования, более эффективно использовать время на образовательную деятельность.

*************************************************

Комплексно-тематическое планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада
Образовательная область:"социально-коммуникативное развитие" 
Цель: обеспечение реализации гендерного подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Задачи: 
1. Способствовать становлению личностной, гендерной позиции у детей.
2. Создавать условия для благоприятного протекания процесса социализации, чувства социальной значимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.
3. Формировать гендерную идентичность на основе представлений об идеальных моделях поведения, начал мужественности и женственности.
Авторская разработка доступна по ссылке

*************************************************

Обоснование выбора
образовательной программы,
комплекта учебно-методической литературы 
            Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на среднего воспитанника. В этой ситуации личностные качества ребенка не всегда учитывались в должной мере и в недостаточной степени развивались. Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость перемен в системе образования. В соответствии с изменившимся заказом общества изменились и ориентиры в системе образования. Одной из важнейшей целей ДОУ является развитие творческой личности. Целью своей работы я считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. В этом мне помогает выбранный ПМП "Радуга". Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова. Научный руководитель Е. В. Соловьева. 

"Радуга" - первая комплексная инновационная программа, которая охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей 2-7 лет. Программа обращена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В программе нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы - о творческом характере развития. Авторы рассматривают ребенка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру.
           Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие личности ребенка: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и математикой. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками. 

          Красный цвет - физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их.

           Оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. Защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре.

           Желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой. 

            Зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша: дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании.

            Голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка,. способность двигаться в такт, пространственную координацию. 

             Синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой.

            Фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение дети не только познают математику, но осваивают навыки 
учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.
            Благодаря программе «Радуга» я могу формировать отношение детей к сверстникам  в ходе целенаправленно организуемой мною  совместной деятельности детей, направленной на получение нужного и интересного для ее участников общего результата. Атмосферу доброжелательности можно создать за счет введения добрых традиций жизни группы: совместных праздников, досугов; сочувствия и взаимопомощи; гостеприимства и т.д.
Поставленные в программе задачи  реализуются в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Можно широко использовать игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей.
Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. Работая с детьми по всем основным направлениям программы «Радуга», интегрируя образовательные области во всех видах НОД, я применяю элементы проблемного обучения, потому что главная моя цель - формировать в детях инициативность, активность и самостоятельность, развивать умение делать правильный выбор, отстаивать своё мнение и находить решение проблемы. В образовательной деятельности с дошкольниками, реализация программы «Радуга позволяет мне уходить от традиционных форм проведения НОД, позволяет просто вызывать у детей желание и интерес к определенной деятельности – обучающей, воспитывающей, развивающей.
УМК к программе «Радуга»
           По программе издан комплект пособий, включающий в себя 5 руководств по воспитанию, образованию и развитию детей в каждой возрастной группе, 4 пособия с методическими рекомендациями по проведению различных занятий, а также 14 пособий для детей по всем основным направлениям развития: познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, знакомство с изобразительным искусством, конструирование, художественный труд.



методических рекомендаций для воспитателей содержат методики, преследующие цели:
-   сформировать у детей математические представления, в том числе через такие понятия, как размер, цвет, количество;
-    развить у детей навыки активной разговорной речи, обогатить их словарный запас сформировать культуру речи;
-   ознакомить детей с назначениями и функциями предметов, со связями между предметами и природными феноменами, дать представления о различных знаках и символах;
-   вызвать у детей интерес к искусству, развить способность видеть, любить и понимать изобразительное искусство.
Выбранная мною программа «Радуга» дает мне возможность профессионального роста: позволяет чувствовать себя свободным и творческим педагогом.

      
Программа «Радуга», ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развитияздоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре. В своей работе я использую методическое пособие: « Мы живем на Урале», направленное на развитие детей в таких видах деятельности и культурных практиках как музыкальная активность детей, двигательная активность детей, деятельность  детей в культурных практиках познавательной активности и познавательных умений с учетом национально-культурных особенностей родного края.
Приоритетным направлением нашего детского сада является физическое развитие воспитанников, реализовать его мне помогают:
-    Пособие Н.В. Полтавцева Физическая культура в дошкольном детстве. М.:. Просвещение,  2005 г.;
-    Пособие Н.П. Пензулаевой «Физкультура для малышей»;
-    Подвижные игры народов Урала. – Екатеринбург: ИРРО. – 2009. Составители: Васюкова С.  В., Морозова О.И., Воронина С.Н., Худякова Т.А., Баталова Н. А., и др.;
-    Игры на асфальте. Методические рекомендации / Сост. Воронцова О., Воробьева Л.  –      Екатеринбург: ИРРО. – 2009;
-   «Основы безопасности детей дошкольного возраста» программа (Н.Н. Авдеевой, О.Л.  Князевой, Р.Б. Стеркиной) М.: Про­свещение,  1998 .
          На основе вышеуказанной методической литературы я разработала рабочую программу.
 Авторская разработка программы доступна по ссылке

*************************************************

Презентация "Особенности развития детей 4-5 лет"

*************************************************

1 комментарий:

  1. Согласна, что использование ИКТ во взаимодействии с родителями играет значительную роль. Презентация помогает удерживать внимание слушателей, облегчает усвоение информации.Спасибо за публикацию. Непременно воспользуюсь данной практикой.

    ОтветитьУдалить